Наш новый адрес:  http://www.settleretics.ru/

Вход   Выход  


Фото-Видео



Разное



Главная » Файлы » Библиотека

Полосухин Б.М. Феномен вечного бытия
[ Скачать с сервера (290.7 Kb) ] 17.08.2010, 01:10

 

ФЕНОМЕН ВЕЧНОГО БЫТИЯ

Некоторые итоги размышлений по поводу алгоритмической модели сознания

Москва, Наука 1993
Светлой памяти отца и всех
дорогих мне ушедших посвящаю

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. НЕ ПОДХОДИТЕ К ГОРЕ СЛИШКОМ БЛИЗКО

Наша тема - бессмертие

Как относиться к этой книге

Путеводитель

Благодарности

Глава 2. ПОД РУЧКУ С РЕЛИГИЕЙ

Идея бессмертия

Беспроигрышная лотерея?

Слабые пункты

Что думает по данному поводу религия?

Страна чудес

Займемся медитацией

Существенные особенности

Кое-что о приставке пере

Возможно ли бессмертие по-материалистически ?

О некоторых жизненных метаморфозах

Наивный, но каверзный вопрос

Человек под копирку

От абстрактного до реального один шаг

Препарируем сознание

Урок геометрии с физическим уклоном

Глава 3. Шаг к абстрактному

Мы за информационный подход

Эволюция модели

Было ли вначале слово?

Вводный урок математики

Мозг и алгоритм

Глава 4. Ключ от потайной двери

Остановка машина Тьюринга

Как она работает

Внутренний язык

Мозг и машина Тьюринга

Начинаем классифицировать модели

Самоприменимость или продолжение классификации

Возвращаемся к самоприменимости

Два процесса

Дань трудному моменту

Что мы видим и что выбираем

Побочный эффект

Ниша для Бога

Резюме для неспециалистов

Глава 5. Побочный феномен

Два звена цепи

Аналогия со светом

Направо пойдешь, налево пойдешь

Плывем в сторону

Плосколицые млекопитающие

Неутешительный вывод

Произвольное разнообразие?

Единый язык человеческого мозга

Три простых эксперимента

Можно ли найти след?

Альфа ритм?

Обоснованные догадки

Ох, уж эти идеалисты

Другого сознания мы не знаем

Чего мы не можем

Глава 6. ПАРАДОКС ЗАМОРОЖЕННОГО МИЛЛИАРДЕРА

Дайте кусочек вашего мозга

Важная сентенция

Когда исчезает наше я ?

Что такое антиномия

Двое из кабинки

Автор идет на уступку

Эскиз

Нужна ли нам душа?

Вспомним мечтателя из Калуги

Прислушаемся к другим голосам

Универсальная отмычка

Стая синих птиц

Лирическое отступление

Глава 7. ЛИНИЯ МИРНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ

Немного кибернетики

Реверансы

Ох, уж эти материалисты

Кем я буду после смерти?

Два начала

Не убий

Глава 8. ПОЖИВЕМ, УМРЕМ, УВИДИМ

Подводя итоги

Три испытания

ЛИТЕРАТУРА

Глава 1. НЕ ПОДХОДИТЕ К ГОРЕ СЛИШКОМ БЛИЗКО

(вместо предисловия)


Вот так, с трудом пытаясь развивать
Как бы клубок какой-то сложной пряжи,
Вдруг и увидишь то, что должно называть
Бессмертием. О, суеверья наши!
Н. Заболоцкий

Наша тема - бессмертие

Разговор в этой книге пойдет о бессмертии. Тема, несомненно, привлекательная. Звучит она если не дерзко, то наверняка непривычно для людей, воспитанных на канонах материализма. Известен хрестоматийный силлогизм: все люди смертны, все греки - люди; следовательно, все греки смертны. Тысячи лет этот силлогизм работает , формируя нашу психику. Александр Македонский человек? Да. Он умер? Да. Кай Юлий Цезарь человек? Да. Он умер? Да. Наполеон Бонапарт человек? Да. Он умер? Да Ты человек? Да. Значит, ты умрешь.

Но тысячи лет многие мировые религии учат человек, ты умрешь, но за гробом тебя ждет другая жизнь. Что это сладкая, но пустая мечта? Или в этой пустоте тоже есть рациональное зерно? То ли от избытка дерзости, то ли из-за отсутствия осторожности я задал себе вопрос, ответ на который воплотился в этой книге.

Слово бессмертие многозначно. Можно говорить о бессмертии каких-либо идей или учений. Вполне приемлемо звучит это слово, когда речь идет о бессмертии человечества или живой материи. Мы же будем рассматривать это понятие в его наиболее волнующем аспекте, а именно по отношению к отдельно взятому человеку. По мере углубления в тему мы увидим, что и при такой обуженной постановке вопроса могут существовать несколько толкований этого термина.

Говоря о бессмертии, было бы неправильно не сказать хотя бы несколько слов о его антиподе смерти, о которой мы обычно больше думаем, чем говорим: ее образ проходит перед нашим мысленным взором скорбно и молчаливо. Материалистически мыслящим умом смерть понимается, прежде всего, как гибель тела переход его в состояние, несовместимое, по выражению медиков, с жизнью. Но для человека умирающего или внезапно погибающего это не разрушение тела или какого-нибудь жизненно важного органа, не нарушение их функционирования, то есть не временной процесс, протяженный или краткий. Для умирающего смерть наступает с исчезновения сознания, а дальнейшее, если использовать ставшее расхожим выражение, не его проблема.

Таким образом, связь сознания и смерти несомненна. В дальнейшем мы увидим, что и бессмертие как антипод смерти тоже имеет с сознанием глубокую внутреннюю связь. Тайны смерти и бессмертия это в том числе, а может быть, и в первую очередь, тайны сознания. В мире, где нет сознания, неуместно говорить о каких-то тайнах. Поэтому, оставляя за рамками нашего рассмотрения, несомненно, важные, если не для бессмертия, то для продления жизни, биологические и медицинские вопросы, сосредоточим в данной книге наше внимание на упомянутой выше связи, и на центральном, по мнению автора, звене этой связи сознании.

Феноменом сознания человечество интересуется давно: сознание изучается психологией, логикой, философией, не могла пройти мимо него религия. Следует отметить, что в последние годы намечаются пути подхода к изучению мышления как составного звена сознания со стороны информатики и одного из самых молодых научных направлений теории искусственного интеллекта. Мы покажем, что идеи этих областей знания окажутся плодотворными в изучении проблемы собственно сознания, а как следствия этого бессмертия.

Как относиться к этой книге

Так получилось, что сначала автор, ни сном, ни духом не помышляя о теме бессмертия, изнуряюще долго обдумывал вопрос, что такое сознание. Прочитав какой-то минимум литературы о сознании, он понял философия и наука на вопрос что же такое сознание ответить еще не готовы. Исписаны многие и многие тысячи страниц, выявлены и зафиксированы многочисленные характеристики и свойства сознания, но единой основополагающей концепции сознания еще не создано. Можно даже убедиться в обратном, что общепринятое мнение о сознании как средстве познания в какой-то степени ошибочно, и вследствие этого уводит нас в сторону от правильного пути решения этой проблемы. В то же время знания, приобретенные в процессе профессиональной деятельности, информатики, позволили автору потянуть за невидимую многими ниточку, которая и привела к формулировке некой рациональной, непротиворечивой концепции возникновения и становления сознания.

На всех стадиях размышления было ясно, по крайней мере, одно объяснить эту концепцию или модель простыми словами, привычными понятиями не удастся. Так оно и оказалось: найденные и описанные далее модели имеют достаточно отвлеченный абстрактный, математический характер, по сути ничего не говорящий человеку, далекому от математики, информатики и кибернетики. По этому поводу можно было бы не переживать: многие из окружающих нас сложных вещей и явлений нам непонятны, что вовсе не мешает нам спокойно жить. Лишь единицы среди огромной массы понимают теорию электромагнитного поля, но массовое непонимание этой теории не мешает людям пользоваться телевидением и радио. Может быть, даже хорошо, что не понимают. Иначе получится, как с одним ученым, который был вынужден отказаться от вождения автомобиля по той причине, что за рулем он все время думал о процессах, происходящих в камере сгорания двигателя. В самом деле, есть ученые, специалисты, которые разберутся со сложной моделью сознания; это позволит им глубже проникнуть в тайны работы мозга, чтобы лечить болезни, исправлять дефекты и делать множество других полезных и понятных людям вещей.

Казалось бы, таким пониманием путей распространения и использования научного знания о сознании можно было бы и ограничиться. Но с моделью сознания, по нашему глубокому убеждению, все должно быть не так, все должно быть по-другому. Как только у автора появилось достаточно четкое собственное понимание, что же такое сознание, точнее какая модель может лежать в его основе, словно лучом прожектора предельно остро и контрастно осветилось решение другой проблемы, о которой вначале не было и мысли, обозначить которую словесно даже немного жутковато проблемы бессмертия. Эта проблема касается не только ученых (как в случае с построением модели сознания), она, несомненно, интересует и волнует всех и каждого, хотя в наш прагматический век проблему бессмертия (если говорить об ее нерелигиозной интерпретации) никак не назовешь актуальной.

Коль скоро упомянута религия, следует отметить, что религиозная идея бессмертия в своей основе понятна всем, в том числе и атеистам. В этом вообще проявляется особенность религиозного знания: оно всегда ориентировано на уровень массового сознания. Научное же знание постоянно вынуждено быть выше этого уровня. Поэтому перед нами возникает дополнительная трудность: ни на гран не отступая от научной строгости изложения, постараться сделать ход рассуждений по возможности доступным. Насколько это удалось судить не нам. Тем не менее, следует признать, что, несмотря на желание автора адресовать эту книгу широкому кругу читателей, неспециалисты, а также неподготовленные читатели при работе с главами, посвященными описанию основных концепций моделирования сознания, могут испытывать некоторые затруднения. Чтобы их преодолеть, потребуются определенные усилия: отправляясь в интересное, но трудное путешествие, не следует относиться к нему, как к легкой прогулке.

Средства массовой информации наряду с объективным отражением окружающего нас бытия последнее время все больше и больше погружают нас читателей, слушателей, зрителей в некий фантастический мир ирреальных сущностей. Полтергейст, телекинез, телепатия, спиритизм, астрология, колдовство, НЛО, гуманоиды вот далеко не полный список этих ирреальностей. Однако для многих путешествие по этому миру скорее приятно, чем трудно. Дело дошло до того, что уже становится неважным существует ли все это на самом деле или нет. Созданные атрибуты существуют сами по себе в головах людей, в описаниях многочисленных свидетелей и очевидцев , не говоря об официальных публикациях. Создалась система, которая сама себя поддерживает и обслуживает.

В ряду перечисленных и не перечисленных здесь ирреальностей обсуждаемая нами тема бессмертия могла бы занять достойное место, и в указанном смысле интерес к ней со стороны читающей публики был бы обеспечен. Но данное обстоятельство не столько радует, сколько огорчает.

Несмотря на попытки служителей упомянутой ирреальной системы придать ей респектабельный научный вид, несмотря на ученые степени и звания определенной части комментаторов, наконец, несмотря на существование людей, целиком посвятивших себя такого рода деятельности, эта система заняла нишу, не совпадающую с нишей, традиционно принадлежащей науке. И как бы кому-то ни хотелось рассматривать это самым серьезным образом, мы не можем отказаться от вывода, что данная система держится в основном на неистребимой человеческой жажде чуда. Что же может быть большим чудом, чем бессмертие? Но нам не хотелось бы, чтобы рассмотрение в книге темы бессмертия служило только удовлетворению этой жажды. Пусть для скептика сказанное далее прозвучит неубедительно, но в основе всех наших построений лежит только трезвая научная мысль, а не желание удовлетворения жажды чуда. Поэтому опасение быть неправильно понятым вот главная причина нашей тревоги.

Далее читателю довольно часто придется сталкиваться с попыткой автора сопоставить идеалистические и материалистические взгляды на те или иные связанные с нашей темой вопросы. Хотелось бы, чтобы отношение читателя к таким местам было бы по возможности освобождено от излишней предвзятости. Длившаяся несколько десятилетий в странах социализма идеологизация философской мысли наложила известный отпечаток даже на чисто формальную классификацию мировоззренческих линий: все, что связано со словом материализм хорошо, со словом идеализм плохо. Дело, разумеется, не в словах, не в приклеенных ярлыках, а в установлении истины. Как нам кажется, идеалистическая мысль порой находит вполне рациональные зерна, да только сеются они не в ту почву. И если уж быть правдивым до конца, то ни последовательные материалисты, ни последовательные идеалисты не доказали абсолютное преимущество своей позиции над позицией оппонента. У каждой стороны есть и победы и поражения, не было между ними только мира. Говоря о мире, мы, разумеется, не имеем в виду прекращение дискуссий, но борьбы да.

Последнее время термин материализм, постепенно исчезая со страниц публикаций, не мог не попасть в тень уходящего прошлого. Тем не менее, автор в данном эссе явно будет придерживаться взглядов материалистического толка. Во-первых, потому, что автор так был воспитан, но это, пожалуй, во-вторых. Главное же в том (и это будет показано), что свойственная науке материалистическая методология, проникнув фактически в запредельные сферы знания и не войдя в противоречие с собой, смогла, как нам кажется, на рационально поставленные вопросы о сущности сознания, смерти и бессмертия дать такие же рациональные ответы.

В данной книге читатель не найдет конкретных предложений по реализации тех или иных деталей рассматриваемых вопросов. Мы все время будем находиться в границах концептуальных подходов к проблеме. Чтобы увидеть гору, не следует стремиться занимать позицию рядом с ней стоящего наблюдателя. С близкой точки зрения он вынужден будет довольствоваться видом какого-либо участка склона, грудой камней, на нем разбросанных и т. д. На гору нужно смотреть издалека. Сознание это гора, бессмертие горный массив. И, думается, выбранная обобщенная точка зрения вполне соразмерна с масштабом рассматриваемой проблемы.

 


Категория: Библиотека | Добавил: astrea
Просмотров: 2581 | Загрузок: 239 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
 Статьи автора
Сеттлеретика, или «оцифрованный» мозг (Что такое – «сеттлеретика»? Зачем она нужна человечеству? И почему она нужна ему – срочно?)
Сеттлеретика, как новая креативная концепция, наука и технология, для создания "Нового Человека Седьмого технологического уклада"
О математических методах в сеттлеретике
Пришло время инвестировать в сеттлеретику.
О создании нанонейроинтерфейса между мозгом и компьютером.


Новости науки


Друзья сайта


     


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright Я.И.Корчмарюк © 2024 Разработка www.ngorschar.com     Хостинг от uCoz